Отдых и туризм: Активный отдых в Украине
Народномузыкальное творчество Закарпатья

  "На мое убеждение-настоящие народные мелодии... есть истинными образцами высшего художественного совершенства... Это в миниатюре такие же шедевры, как в отрасли больших форм-фуги И.-С.Баха или сонаты В.А.Моцарта" Б.Барток

  Времена, когда презирали народные традиции, подрубали исторические корни народа, кажется давно канули в Лету. Сейчас, наоборот, модным стало говорить о возрождении культурного наследия народа, усилении интереса к истории, этнографии и фольклору. Бывает больно слышать призывы к возрождению нашей культуры. Пусть возрождают те, кто ничего не имеет и кто давно все забыл. Нам нечего возрождать, потому что мы владеем лучшими неповторимыми образцами устного народного творчества, промыслов, обычаев, традиций, что переходят в наследство из поколения в поколение. Наше задание-сохранить этот народный дар прошлого, изучить, обобщить и дальше развивать, чтобы потом передать в наследство нашим детям. Не секрет, что народное творчество имеет большое эстетическое и познавательное значение, мощный воспитательный потенциал. Народно-музыкальное творчество нашего края - уникальное явление в общей европейской культуре. Здесь, где наиболее сохранилась древнеславянская культура, нашли развитие культура современных славянских, угро-финских, романских народов. Взаимопроникающее влияние этих музыкальных культур создало неповторимое и, видимо, наиболее колоритное в мире нароздно-музыкальное созвездие, которое стало неотъемлемым признаком всех народов, проживающих на этой благословенной земле.

  Народная музыка нашего края издавна обращала внимание знатоков мирового уровня. Совсем не случайно музыкальный фольклор Закарпатья изучали и исследовали основатель науки этномузыкологии (музыкальной фольклористики) венгерский ученый, композитор, музыкант и педагог Б.Барток и основатель украинской музыкальной фольклористики Ф.Колесса, которые в начале 20 столетия сами осуществляли фольклорные экспедиции в наш край..

  Так в 1912 году Б.Барток за несколько дней в четырех селах Мараморощины - Довгом, Копани, Салдобоши (Стебливци) и Драгове записал 91 народно музыкальное произведение, а Ф.Колесса, исследуя музыкальный фольклор в основном Ужанской долины и Пряшевщины, сохранил потомкам наибольше из всех известных авторов сборников русинских песен. Сборник "Народные песни с Подкарпатья" (Ужгород, "Просвита", 1923)-130. Кроме указанных сборников, ученый издал три теоретические работы по музыкальному фольклору Закарпатья. Отдельными личностями в музыкальной фольклористике края стали талантливые люди, которые являются гордостью Закарпатья-Д.Задор, Ю.Костьо, П.Милославский. Судьба свела их в единый коллектив соавторов сборника "Народные песни подкарпатских русинов" (Ужгород, Подкарпатское общество наук, 1944 год), в которой содержится 135 произведений, что уже давно стали незаменимым репертуаром, как в народном, так и в сценическом звучании. Среди них такие известные, как "Мила моя, чичери" или "Летив пташок понад воду", записанные Ю.Костьом. Интересными являются творческие и жизненные пути Д.Задора и Ю.Костя. Если биография и творческий путь Д.Задора на Закарпатье известны, то незаслуженно отсутствует такие же знания о прекрасном пианисте и скрипаче, дирижере и педагоге, музыковеде и фольклористе Ю.Костя, доктора музыкологии, профессора Пряшевского педагогического института который умер летом 1998 года. Оба музыканта родились в 1912 году на Закарпатье, вместе учились в Пражской консерватории, студентами выступали дуэтом - скрипка в сопровождении фортепиано, оба были преподавателями музыки в Ужгородских учительских семинариях: Ю.Костьо - в мужской, Д.Задор-в женской. 1942-43 годах продолжалось совместное музыцирование как исполнителей, оба стали прекрасными организаторами хорового пения и специалистами по музыкальному фольклору. Любовь к песне родного края сделала их соавторами известного сборника. Оба принадлежат к авторитетной школе этномузыкологии Чехии, которую основал известный фольклорист Л.Куба, который собирал народную музыку многих славянских народов. Закарпатья может, гордится тем, что парень из села Сырма (Дротинцы) на Виноградовщине Ю.Костьо стал организатором собирания и изучения народной музыки Словакии, опубликовал более 1500 народных песен соседней державы, которая сегодня имеет мировой авторитет в изучении собственной народной музыкальной культуры, но никогда не забывал Родину. Две его диссертации: "Хоровая культура Закарпатья и Пряшевщины" 1956 года и "Музыкальный ренессанс Закарпатья в период 1818-1938 годов" посвящены родному краю. Его учениками были такие известные музыканты области, как М.Кречко, И.Сопко и другие. Как педагога его волновала судьба музыкального фольклора Закарпатья. Видимо, поэтому он много лет переписывался с молодой коллегой, преподавателем фольклора Ужгородского музыкального училища В.Мадяр-Новак. В этих письмах много советов, тревог за будущее народной песни края и объяснений, что проливают свет на негативные и непонятные вещи в музыкальном фольклоре Закарпатья сегодня. П.Милославский, воспитанник российской музыкальной культуры, принес из собой на Закарпатья большое уважение, к народной песне, сильную тревогу за ее исчезновение. Его публицистические произведения на эту тему в газете "Зоря" 1942 года звучат чрезвычайно актуально и в наши дни: "И до сих пор еще работа собирания музыкальных записей наших народных песен производится очень незначительной мерой, часто без инструкций со стороны достаточно авторитетных инстанций. Следствием этого есть тот грустный для нас факт, что много мелодий, особенно народные песни, уходя своими корнями в глубокую... старину, для нас в основном утрачены".

  Вместе со своими блистательными молодыми коллегами П.Милославским внес в музыкальную фольклористику Закарпатья его специфические диалектные акценты.
  Большое влияние на понимание этномузыкологами значения диалектических особенностей имела фундаментальная работа И.Панькевича "Украинские говоры Подкарпатской Руси и сопредельных областей" (1938 год) и другие его исследования в этом направлении. Именно они сформировали одного из лучших музыкальных фольклористов нашего края В.Гошовского. Будучи прямым продолжателем идей и дел Ф.Колессы в народномузыкальной творчестве, он открыл в начале 60-х годов Львовскую школу современной украинской этномузыкологии. Его перу принадлежат первый советский диалектический сборник "Украинские песни Закарпатья" (Москва), "Советский композитор", 1968 год, в котором записано 262 народно-музыкальные произведения на уровне наивысших требований современной фольклористичной науки. Он есть автором исследований кибернетической этномузыкологии, разработки системы Универсального структурно-аналитического каталога, который не утратил своей актуальности и сейчас.

  Значительным событием закарпатской музыкальной фольклористики стало появления сборника народных песен С.Мышанича "С гор Карпатских (Ужгород, "Карпаты", 1981 год)", в которой помещено 120 песен нашего края. Из них 83 произведения имеют мелодичную часть и собраны в основном тремя братьями-Алексеем, Степаном и Михаилом Мышаничами. Сборник отвечает всем требованиям этномузыкологии и обозначен изысканной научностью, ведь все авторы-авторитетные ученые.

  Братья Мышаничи живут за пределами области, но их вклад в развитие фольклористики края очень большой. Так, только у доцента кафедры музыкальной фольклористики Львовского высшего музыкального института, кандидата музыковедения М.Мышанича -одного из лучших транскрипторов народно-музыкальных произведений Украины - один из наибольших фонограмархивов закарпатских народных песен.
  В этот сборник вошло 36 произведений края, без мелодичной части, собранных выдающимся фольклористом-филологом Закарпатья П.Линтуром. Его роль и вклад в собирание и изучение народных песен и баллад Закарпатья трудно переоценить. Однако почти все его сборники и вклад опубликованы без мелодий. И совсем не его вина в том, что он опередил музыкантов-фольклористов в свое время на 35-40 лет в понимании необходимости фиксации народных произведений.

  С 1944 и почти до 1980 годах закарпатская этномузыкология как наука перебывала в запущении. Лучшие специалисты Закарпатья (Д.Задор, Ю.Костьо, В.Гошовский, братья Мышаничи) со временем выехали за пределы области. Одиночные выпуски отдельных сборников условия для развития этой науки не создали. В это время в нашу область направляют экспедиции АН СССР и АН Украины.
  Они собирали местный аутентичный материал, вывозили в Москву или Киев, там обрабатывали его и издавали сборники. Такой академической сборником есть сборник З.Василенко "Закарпатские народные песни" (Киев, Издательство АН Украины, 1962 года), сделанная на научном уровне, но с некоторыми нарушениями диалектической сути произведений. Сборник содержит 153 песни, среди которых 33 перепечатаны из других источников.

  Отдельное место занимает сборник песен "Закарпатские народные песни" (Ужгород, Закарпатское областное издательство, 1959 год) автором которого был М.Кречко. В него вошло 149 произведений. С них 67 произведений-перепечатки, а также включены революционные, советские песни, что отвечало требованиям того времени. Но среди собранных автором есть настоящая окраса народно-музыкальной культуры края: "Такого я хлопця маю", "Терен цвите", "Тече вода каламутна" и другие. Имея блистательную предыдущую историю, Закарпатская музыкальная фольклористика в 40-70 годах характеризуется однобоким, ограниченным развитием. Ряснеют обработки аутентичных произведений, приспособление их к сценическому исполнению, создаются песни на советскую тематику которые часто преподносились как народные, почти не проводится собирательная работа. Народная песня вытесняется со школы, быта людей, модерновой музыкой, происходит ассимиляция народно-музыкальной культуры Закарпатья в советской среде.